- Онлайн уроки
- Урок 16. В столовой. В буфете.
Урок 16. В столовой. В буфете.
сәй эсә | пьет чай |
ҡатыҡ | катык |
һут | сок |
ҡәһүә | кофе |
икмәк | хлеб |
май | масло |
шәкәр | сахар |
тоҙ | соль |
бутҡа | каша |
ит | мясо |
балыҡ | рыба |
картуф | картофель |
аш бешерә | суп варит |
ҡоймаҡ ҡоя | печет блины |
туҡмас | лапша |
Миңә сәй менән сәк-сәк бирегеҙ әле. | Дайте мне, пожалуйста, чай с чак-чаком. |
Миңә бер сынаяҡ ҡәһүә һәм ике телем икмәк бирегеҙ әле. | Дайте мне, пожалуйста, чашку кофе и два куска хлеба. |
Балыҡ күпме тора? | Сколько стоит рыба? |
Был салат миңә бик оҡшай. | Этот салат мне очень нравится. |
Шәкәрҙе алып бирегеҙ әле. | Подайте, пожалуйста, сахар. |
Бер өлөш ҡуллама һалығыҙ әле. | Положите, пожалуйста, порцию кулламы. |
Рәхмәт, бик тәмле бешергәнһегеҙ! | Спасибо, очень вкусно приготовили. |
Әсәйем тәмле бешерергә ярата. | Моя мама любит вкусно готовить. |
Мин аш бешерергә яратмайым. | Я не люблю готовить суп. |
Апайым тоҙло торт бешерҙе. | Сестра испекла соленый торт. |
Өләсәйем баллы сәк-сәк әҙерләй. | Бабушка готовит сладкий чак-чак. |
Ағайым картуфты тоҙһоҙ бешергән. | Брат приготовил картошку без соли. |
Атайым былауҙы тәмле бешерә. | Папа вкусно готовит плов. |
Олатайым бишбармаҡ ярата. | Дедушка любит бишбармак. |
Һин бешеренергә яратаһыңмы? | Ты любишь готовить? |
|
||
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
- Если вы допустили ошибку, вы можете составить фразу заново: для этого нажмите на крестик справа от текстового поля.
- Чтобы перейти к следующему заданию в упражнении, нажмите кнопку «Далее». Если вы поставите галочку рядом с надписью «Авто переход», переход к следующему заданию будет осуществляться автоматически после проверки текущего задания.
Лексик тема: Ашханала (буфетта).
Фирүзә: Сәләм!Әлиә: Сәләм!
Фирүзә: Хәлдәрең нисек?
Әлиә: Бик һәйбәт! Ә һинеке?
Фирүзә: Яҡшы.
Әлиә: Әйҙә, нимә ашайбыҙ?
Фирүзә: Бында былау, сәк-сәк бармы?
Әлиә: Юҡ. Ә бутҡа бармы?
Фирүзә: Бар.
Әлиә: Мин сәй алам.
Фирүзә: Мин иртән ашаманым. Шуға салат менән бутҡа алам.
Әлиә: Мин тағы ла ике телем икмәк алам.
Фирүзә: Ашың тәмле булһын!
Әлиә: Рәхмәт! Һинеке лә!
Результаты упражнений
Название | Статус | Результат |
---|---|---|
Упражнение 1 | не выполнено | 0 |
Упражнение 2 | не выполнено | 0% |
Упражнение 3 | не выполнено | 0% |
Упражнение 4 | не выполнено | 0% |
Упражнение 5 | не выполнено | 0% |
Упражнение 6 | не выполнено | 0% |
Упражнение 7 | не выполнено | 0% |
В башкирском языке прошедшее время имеет две формы: определенное и неопределенное время. Прошедшее определенное время применяется в ситуации, когда Вы стали свидетелем какого-то действия. Например: Ул бешерҙе. – Он приготовил. Я видел, как он приготовил или точно знаю об этом.
Данная форма образуется присоединением к корню (основе) глагола окончаний:
- ны, - не, -ды, - де, - ты, - те, - ҙы, - ҙе
Например: сәй ҡайнатты – (он) вскипятил чай, ит тураны – (он) нарезал мясо, тоҙ һалды – (он) посолил, ҡымыҙ эсте – (он) выпил кумыс.
Для указания лица, совершающего действия, используется окончания: -м; -ң; -к/-ҡ; -ғыҙ/-геҙ.
В случае, если мы не были очевидцами события, используется форма неопределенного прошедшего времени (шаһитһыҙ үткән заман). Образуется путем прибавления к основе глагола окончаний –ған /-гән, -ҡан /-кән, а далее добавляются показатели лица.
Например: һин кил-гән-һең – ты пришел (оказывается)
Ул кил-гән – он пришел
Һеҙ кил-гән-һегеҙ – вы пришли
Улар кил-гән (кил-гән-дәр) – они пришли
Форма –ған/-гән, -ҡан/-кән применяется, когда мы не были очевидцами данного действия или события кил-гән (я не видел, как он пришел), поэтому не применяется в значениях совершенного мной или нами действия (в редких случаюх, когда мы не заметили или совершили действие ненароком, случайно) онот-ҡан-мын (забыл), ал-ған-мын икән (взял с собой, оказывается).
- В найстройках упражнения можно включить отображение транскрипции фразы на русском языке.